ДХАРМА
В детстве, наверное, каждый человек думал, что у него есть какое-то особое, тайное предназначение в этом мире, что он не такой как все. Что самое интересное, так это то, что он прав. Каждый из нас индивидуальный и имеет ряд свойственных, только ему качеств, склонностей. Можно сказать, что любой человек заточен под определенный образ и несет некую свою миссию в этот мир. У каждого она будет своя, будь это политик, офисный работник, или кочегар. Любой из них, понимая себя и свою задачу, будет рад, находиться на своем месте и исполнять свои обязанности. То же самое, что лягушка чувствует себя комфортно в озере, а ястреб в воздухе. Мудрецы прошлого называли это дхармой человека, это один из примеров дхармы.
Суть дхармы важно понимать любому существу, которое хочет жить гармонично и счастливо, а этого хотят абсолютно все, оно заложено в нашей природе. Образ и смысл дхармы очень емкий и многогранный. В различных контекстах означает: путь, долг, предназначение, учение, миссия, природа, свойство, знание объективных правил бытия, равновесие.
Для того чтобы понимать зачем следовать дхарме, следует знать о своей Божественной основе и мотивации следованию дхармы. Ведические (и не только) писания говорят, что наше Я (жива) и другие существа – есть одно и тоже. Приводится пример океана, олицетворяющего Всевышнего и волны океана, которые есть все существа. По свойствам своим, они подобны океану, так как состоят из той же воды. Но они одновременно отличны от него (каждая волна имеет свой размер, высоту, качества) и неотделимы (волна не может существовать без океана, сама по себе).
На санскрите это называется Ачинтья-бхеда-абхеда-таттва (одновременное единство и различие между Всевышним и Его энергиями, созданиями, частичками). Можно сказать так: что Я – Бог, но Бог не есть Я. Так как Он - Абсолютное Сознание и из Него появился Я, наделенный Его качествами. Также мудрецы прошлого говорили: «В мире нет двух».
«Дух, который находится здесь , в человеке, и Дух, который находится там, в Солнце – взгляни: Единый Дух и нет никакого другого». Тайттрия Упанишада (10)
«Кто думает: «Я - это одно, а он - другое», тот не знает». Брихадараньяка Упанишада (1.4.10)
«Истинный йог видит Прародителя во всех существах, а также видит каждое существо в Нем. В действительности дваждырожденный видит Всевышнего везде и во всем». Бхагават-Гита (6.29)
(дваждырожденный – человек, рожденный в плоти и в духе, т.е. умеющий переносить свое сознание в навье, клубье, колобье и главное в дивье тело)
Можно представить следующую картину, что всё, что есть вообще, это тело человека. Все вселенные, планеты, звезды, люди, животные, духи, растения, камни и все-все – это клетки в теле, ткани, внутренние органы, кости, кровь и так далее. Когда каждый находится на своем месте и выполняет свои естественные обязанности (дхарму) – весь организм будет счастлив. Например, если я сердце, то мне нужно обеспечивать ток крови по сосудам, а не исполнять обязанности печени или почек.
Рамакришна всегда призывал своих посетителей задавать самим себе эти вопросы (кто я? Зачем я пришел, куда иду?). Кто бы ни приходил к нему, он всегда спрашивал: «Кто ты?». По ответу на этот вопрос, он мог узнать, определил ли человек свою дхарму.
В абсолютном смысле, дхарма, изначальная задача каждого живого существа – это служение Всевышнему. Так как ничего кроме него в мире нет, и все является им. Имеется в виду служение не как своему господину, хозяину, а как служение другу, родителю, первоначальной энергии. Выстраивая свой путь на любви (люди богов ведают) и доверии. Можно сказать, что каждый служит Миру, отличие только в понимании этого, в уровне осознанности существа.
Стивен Кинг писал в своей книге «Темная башня», что :«все служит лучу». Человек уменьшает страдания, когда он действует осознанно, зная свое предназначение и суть, тогда ему становится ясно (что делать, как делать, откуда он пришел и куда идти). Вопрос в векторе движения энергии, ведь все есть энергия, а материя есть ее проявление на физическом уровне, более грубом. Когда, сознание пробуждено, остается только одно – все свои деяния посвящать Прародителю и жить этим.
Исполнить, – пусть плохо, – свой долг самолично,
Гораздо важней, чем чужой сверхотлично.
Погибнуть, свой долг исполняя, – прекрасно,
А долгу чужому – служенье опасно!
Бхагават-Гита
«Дхарма - это такая значимость, которая связывает человека с Вы¬сшим Благом.» Шабара бхашья (14.11-12)
«Вы должны следовать дхарме. Но не следуйте дхарме, которую диктует вам ваш ум, а следуйте дхарме, которая исходит из вашего сердца». Риши Васиштха
Исполнение своей дхармы помогает эффективней использовать личный космический ресурс, свои навыки с прошлого, склонности, умения. Но если человек «идет не своей дорогой», то мир будет противиться любому отклонению человека в жизни от пути его дхармы (оптимального действия). И когда человек перестает выполнять свое предназначение и уходит в сторону от пути, то включается процесс самоуничтожения. Зачем нужно море, которое не мокрое? Или дхарма камня – быть твердым, если он не твердый, то это уже не камень. Сказано, что дхарма человека - в служении общему целому и делать окружающих счастливыми. Если люди не выполняют этого, то, как мы видим сейчас, в мире, происходят множество войн, природных аномалий, катастроф, бедствий. Как человек относится к миру и окружающим, тем самым отношением он будет вознагражден. И это не мистика или философия, это объективный закон кармы (причина-следствие).
Если человек занимается тем делом, что не его, он это знает. Когда же он находит свое, а это будет видно по внутренним ощущениям, склонностям, порыву духа, то все становится гармонично и упорядоченно в жизни его.
Суть выполнения любого действия, которое порождает карму, следовать своей дхарме, так как это постепенно будет способствовать к уменьшению отождествления с эго, а напрямую мотивация будет – служение всем живим существам. На пути дхармы, оковы эго (ложного Я) ослабевают, и у существа повышается уровень осознанности и самоконтроля. Это происходит автоматически, а умственное напряжения и психологические конфликты идут на убыль.
Нет уз, равных узам Майи;
Нет силы выше, чем Йога;
Нет друга лучше, чем мудрость;
Нет врага хуже, чем эгоизм...
( Гхеранда Самхита 1.4.)
Как найти свое предназначение? Как определить свою Дхарму?
Психологи, к примеру, советуют ответить себе на два вопроса:
1) чем бы вы хотели заниматься на столько, что согласились бы доплачивать, чтобы вам разрешили этим заниматься?
2) чем бы вы хотели заниматься на столько, если бы вы не боялись, что у вас это не получится?
Веды рекомендуют выполнять свои предписанные обязанности в соответствии своему уровню сознания, а как следствие – своим ценностям. Нужно решить, что для человека является самым главным в жизни. Есть такое понятие как варны (или касты).
Дхармы всех четырех варн, хорошо описываются в Ману Самхите, также там описывается дхарма в семейных отношениях, обязанности мужа и жены. Сказано, что отношения, которые основываются на чувствах - недолговечны, а долговечны отношения, которые основываются на дхарме и когда в центре семьи стоит не муж, не жена, не деньги, а Всевышний. Ману-Самхита (6:92) перечисляет следующие признаки дхармы:
"Постоянство, снисходительность, смирение, непохищение, чистота, обуздание чувств, благоразумие, знание Вед, справедливость и негневливость — образуют дхарму, обладающую десятью перечисленными признаками".
«В соответствии с тремя гуннами материальной природы и деятельностью (дхармой), связанной с ними, Мною созданы четыре класса человеческого общества (варны)». Бхагават-Гита
Варна – это эволюционная ступень развития человека в обществе. Речь идет о жизненном пути, который наиболее соответствует индивидуальному комплексу психофизических настроек человека.
Свами Сатьянанда дал определение исходя из корня слова, дхарма - это то, что держит общество вместе и поддерживает его устройство.
Считается, что если человек желает только еды, отдыха, совокупления, покоя и развлечения, то он является смердом (шудрой на санскрите); если овладеет богатством и семейным благополучием, то – весей (вайшью); если служит своему народу и защищает его, то – витязем (кшатрием); если самосовершенствуется и одухотворяется, то – ведуном (брахманом).
Например, человека интересует финансовое благополучие, карьера, он хочет здоровую семью и на этом он ставит точку, то есть, если это все будет, то человек счастлив. Это вайшью и его дхармой является служить общему целому, посредствам торговли, обеспечением провизией, материальными благами.
Можно представить лодку в океане с командой людей, работающих на ней. Шудры – это те рядовые матросы, которые гребут веслами. Вайшью – те, кто обеспечивают команду провизией, водой, боеприпасами и так далее. Кшатрий – собственно, капитан корабля, он воин, лидер, как скажет, так все и делают. Брахман – штурман, который сидит у себя в каюте, изучает карту, знает куда плыть, дает курс направления. Как решит брахман, туда корабль и поплывет, но приказ, куда плыть озвучит капитан корабля, воин.
Каждая из варн имеет свое соответствие с тремя гунами или качествами материальной природы. Три гунны состоят из: тамаса (невежество), раджаса (страсть), саттвы (благость).
Пишется, что шудры находятся в энергии невежества, вайшью в энергиях между невежеством и страстью, кшатрии между страстью и благостью, а брахманы в благости.
В жизни это проявляется так, что шудры живут в страхе и унынии; вайшью - в горе и радости; кшатрии - в гневе и ярости; ведуны - в спокойствии и умиротворении.
"Высочайшее совершенство, которого может достичь человек, состоит в исполнении предписанных обязанностей в соответствии со своей варной и своим ашрамом, удовлетворяя этим Всевышнего Господа". Бхагавата Пурана (1.3.13)
Ашрам, как говорится в Бхагавате Пуране, это духовные ступени жизни, их также четыре: 1) Ученичество (брахмачарйа) - жизнь ученика, соблюдающего обед целомудрия;
2) Семьянин (грихастха) - жизнь семейного человека;,
3) Старчество (ванапрастха) - жизнь в удалении от мирских дел;
4) Иночество (саннйаса) - жизнь в отречении.
Еще можно отметить, что существуют основные цели в жизни (на санскрите это называется пурушартха). Продвигаясь по жизни, по духовным ступеням от ученичества до иночества, человек, стремящийся к освобождению, одновременно осуществляет четыре пурушартхи.
Дхарма (предназначение), Артха (материальное благосостояние, мирские заслуги), Кама (удовольствие, радость, чувственное наслаждение) и Мокша (освобождение, просветление).
Вся данная статья посвящена дхарме, о ней достаточно сказано. Когда существо выполняет свои обязанности, у него как вспомогательный продукт появляется достаток, богатство, материальное благо, развивается экономическая сторона его жизни (артха). Однако если человек зарабатывает деньги, не опираясь на дхарму, они не принесут ему мира. Он не в состоянии купить себе счастье безнравственным путём — сколько бы денег ни имел.
После, следуют удовольствия (кама), но здесь следует быть особенно аккуратным, т.к. это, возможно, один из самых мощных соблазнов на пути. В писаниях везде говорится о том, чтобы человек руководствовался от своего духа (живы), а не от чувств. Потому что все материальное непостоянно и после наслаждений всегда следуют страдания. В Бхагават-Гите об этом говорится так:
Где чувства господствуют – там вожделенье,
А где вожделенье – там гнев, ослепленье,
А где ослепленье – ума угасанье,
Где ум угасает – там гибнет познанье,
Где гибнет познанье, – да ведает всякий, –
Там гибнет дитя человечье во мраке.
А тот, кто добился над чувствами власти,
Попрал отвращенье, не знает пристрастий,
Кто их навсегда подчинил своей воле, –
Достиг просветленья, избавясь от боли,
И сердце с тех пор у него беспорочно,
И разум его утверждается прочно.
Вне йоги к разумным себя не причисли:
Вне ясности нет созидающей мысли;
Вне творческой мысли нет мира, покоя,
А где вне покоя и счастье людское?...
Кама - это не только сексуальные удовольствия, но и чувственные наслаждения от своих страстей, от еды, от сна, искусства и так далее. Стоит обратить внимание, что артха и кама даются человеку для того, чтобы он «наигрался с материальным миром» (его называют «майей» или иллюзией, то, что не существует) и переходил к более глубинным пластам бытия (мокша). «Мо» - достижение совершенства.
Бхагавата-Пурана поясняет: из четырех основ, а именно: знания, хозяйственного развития, чувственного наслаждения и освобождения. Последнее должно приниматься наиболее серьезно. Остальные три обречены на уничтожение властью неумолимого закона природы - смерти.
В Буддизме есть понятие «сансара», оно означает круговорот рождений и смертей души. Когда душа достигает уровня мокши, она освобождается от кармических узлов (причинно-следственных связей, долгов), освобождается от страданий и выходит из сансары, больше не перерождаясь.
На диалекте Пали, дхарму в буддизме часто называют дхаммой. Важное место дхамма занимает в этом учении. Для буддиста она является одной из трёх жемчужин наряду с Буддой и сангхой (общиной). "Вайшешика-сутра", основной текст философской системы вайшешика, изложенной провидцем Канадой, определяет дхарму как то, что приводит к счастью и блаженству.
«Особенность учения Будды в том, что Будда не призывал верить ему. Он учил, что любое утверждение надо проверять, применять, и, только если оно даст результаты, считать его истинным. Не надо верить в Дхамму. Ее нужно исследовать и практиковать». Ачин Велурия
В Дхаммападе сказано:
«Он (мудрый) ведет других, не прибегая к насилию, в соответствии с дхаммой, бесстрастно. Охраняющего дхамму, мудрого называют «соблюдающим дхамму».
«Кто не пренебрегает дхаммой, кто – пусть он малоучен – ощущает ее всем своим телом, тот по истине, сведущ в дхамме».
«Только полная дисциплина Ума не приносит вреда, но будет благотворной — это Учение Будды (учение дхармы)». Будда Шакьямуни
В Арьясарвапуньясамуччаясамадхи-нама сказано: «Даже если будды нет в мире, для тех, чей ум совершенен, Дхарма будет появляться с неба, из стен и деревьев».
В йоге, дхарма также играет основополагающую роль, так как истинная йога – когда свою дхарму существо исполняет в совершенстве. Йога является инструментом, древней духовной практикой с помощью которой, практикующий может контролировать свои мысли, отпускать их, менять свою энергию и окружающих, тем самым поднимаясь выше по ступеням духовной эволюции. Один из переводов йоги - это связь, связь с кем, кто здесь кроме меня? Куда я двигаюсь, кто я?
«Высшая дхарма - та, что связана с познанием Атмана посредством йоги». Яджнявалкья смрити (1.8)
«Находя удовлетворение в своих индивидуальных действиях (дхарме), человек может достичь совершенства». Бхагават-Гита (XVIII: 45)
"Жизнь, посвящённая дхарме, воплощает собой дух йогической культуры" — Свами Джьотирмайянанд
Идею дхармы блестяще и трогательно выразил великий индийский поэт Рабиндранат Тагор в своём стихотворении "Отречение", напечатанном в книге "Сбор урожая" ("Чойтали"), 1896.
В поздний час пожелавший отрешиться от мира сказал:
"Нынче к Богу уйду я, мне дом мой обузою стал.
Кто меня колдовством у порога держал моего?"
Бог сказал ему: "Я". Человек не услышал его.
Перед ним на постели, во сне безмятежно дыша,
Молодая жена прижимала к груди малыша.
"Кто они — порождения майи ? — спросил человек.
Бог сказал ему: "Я". Ничего не слыхал человек.
Пожелавший от мира уйти встал и крикнул:
"Где ты, Божество?"
Бог сказал ему: "Здесь". Человек не услышал его.
Завозился ребёнок, заплакал во сне, завздыхал.
Бог сказал: "Возвратись". Но никто его не услыхал.
Бог вздохнул и воскликнул: "Увы! Будь, по-твоему, пусть".
Только где ты найдёшь Меня, если я здесь остаюсь".
В заключение можно сказать что йога, помогает эффективнее выполнять свои обязанности. Здесь важен комплексный подход, а не по фрагментам. И он заключается в следующем:
- определить свою дхарму, исходя из своего уровня сознания (варны), из духовных ступеней жизни (от ученичества и далее).
- определивши дхарму, разобраться с основными целями жизни (пурушартха).
- применить, накопленные и прошедшие через себя знания на опыте, на практике (это является, пожалуй, главным аспектом).
- заниматься йогой, изменять и поднимать свою энергию, тем самым повышая уровень осознанности, становясь ближе к Всевышнему.
- понимать что путь дхармы - это путь света, бескорыстия, служения, альтруизма и во благо